Есть известная пословица: верный способ потерять друга — взять его на работу. Я готов с этим поспорить. Тандем дружбы и бизнеса не только возможен, но и при правильной организации дает большую отдачу, чем формальные отношения между работником и работодателем. Самая серьезная сложность во взаимодействии с коллегами-друзьями — соблюдать четкую грань между производственными и личными отношениями. В моей практике бывали случаи, когда подчиненные не могли разделить эти сферы, считая, например, что я как друг должен повысить уровень их компенсации.
Александр Малис
В конце концов я стал относиться к решению подобных вопросов со здоровым цинизмом. Теперь все знают: упования на дружбу, предложения отбросить формальности и прочие фокусы на работе не пройдут. Если человек не способен этого понять, приходится с ним расставаться.
Типичная ситуация: приходит приятель и прозрачно намекает, что хотел бы занять ту или иную должность в компании. Я отвечаю отказом, если не верю, что человек справится. О чем, собственно, прямо ему и заявляю. Возникает обида, но отношения все равно сохраняются: бизнес есть бизнес. Впрочем, отказывать в повышении по службе еще не самое сложное. Труднее налагать на друзей дисциплинарные взыскания, когда попросту нет иного выбора. В подобной ситуации с вашей стороны важно предупредить ссору, по-дружески объяснив человеку, где и в чем он был не прав.
Однако никто не застрахован еще от одного серьезного риска: манипуляции со стороны подчиненных-друзей, лучше других знающих слабости начальника, с которым они на короткой ноге. В этом случае просто нужно держать ухо востро и при необходимости черпать альтернативную информацию из общения с коллективом. А я, к слову сказать, забочусь о том, чтобы у нас всегда был приток «свежей крови» — новых сотрудников, еще не вовлеченных в сложное, не всегда кристально прозрачное информационное поле компании.
«А не лучше ли вообще не заводить друзей на работе, если в этом столько подводных камней?» — должно быть, возразите вы. Этот довод работает лишь в том случае, если вам психологически некомфортно общаться с друзьями так же, как с обычными сотрудниками. В остальном же дружба на работе идет бизнесу только на пользу.
Близкие люди скажут всю правду, которую обычный сотрудник предпочтет замолчать. Критика, звучащая из уст друзей, вероятнее всего, будет искренней и непредвзятой. Находясь с людьми в дружеских, а не просто в рабочих отношениях, решать сложные вопросы значительно легче.
Мы не приходим на работу, чтобы формально просидеть за компьютером с 10.00 до 19.00. Приходится преодолевать себя, прыгать выше головы, мобилизировать силы, рваться вперед. Такое возможно лишь в команде, членов которой объединяет нечто большее, чем обыкновенные служебные отношения. А это, в свою очередь, обеспечивает мощную моральную мотивацию. Уже нельзя просто взять и завалить проект: перед друзьями неудобно. Ведь в по-настоящему сплоченной дружной команде никому не хочется быть слабым звеном.
Напротив, считаю, друзья несут двойную моральную ответственность за то, как продвигается общее дело. Друг в большей степени должен разделять мои ценности и соответственно больше выкладываться. Одно дело, когда человек не справился с задачей и в результате его и пятерых подчиненных лишили премии: неприятно, конечно, но поправимо. Совсем другое — когда своими действиями он подвел не только компанию, но и друзей. Для многих это серьезный стимул исправлять свои ошибки быстрее и не допускать их впредь.
|