Воскресенье, 19.05.2024, 14:34Приветствую Вас Гость | RSS
школа бизнеса
Меню сайта
Разделы статей
общие статьи [15]
юриспурденция [4]
бухгалтерия [8]
менеджмент [9]
финансы [11]
частые ошибки при введении бизнеса [4]
Наш опрос
повлиял ли кризис на вашу работу или бизнес?
Всего ответов: 35
Главная » 2009 » Октябрь » 11 » Особенности сделок купли-продажи
Особенности сделок купли-продажи
19:21
Особенности сделок купли-продажи

Сложность разрешения правовых вопросов, связанных с куплей-продажей бизнеса в России, обусловлена следующими причинами. Первая проблема — покупка бизнеса на отечественном рынке в основном связана с непрозрачностью бизнеса, отсутствием четкой структуры активов. Большинство бизнес¬-групп построено с использованием офшорных компаний иностранных юрисдикций, номинальных директоров, перекрестно владеющих акциями юридических лиц. Порой за сложными нагромождениями нельзя отыскать реального собственника. Причины для такого построения бизнеса различны: оптимизация налогообложения, нежелание разглашать информацию о собственниках, защита собственности и т. д.

Зачастую очень сложно разобраться в реальной структуре и объеме бизнеса, а следовательно трудно определить предмет сделки. Застрахованы от возникновения этих проблем только те покупатели, которые ранее вели бизнес совместно с продавцом или из других источников информированы о тонкостях и нюансах структуры активов бизнеса.

Вторая проблема проявляется в соотношении владельческой схемы и технологий управления производственным активом. Часто встречается ситуация, при которой множество компаний в группе и формальные правовые связи между ними слабо соотносятся с реальным центром принятия решений. Зачастую это центр неформального аккумулирования правомочий различных собственников активов (например, когда организацией владеют 10 юридических лиц, имеющих по 10 % акций, за 70 % которых стоит один собственник).

Третья проблема — соотношение формальной и неформальной владельческой структуры бизнеса. Формальная структура опосредована юридическими процедурами, выражающимися во владении физическим или юридическим лицом определенным имуществом: недвижимостью, ценными бумагами, долями в хозяйственных обществах, имущественном комплексом, правами, либо во владении посредством других лиц. Неформальная структура бизнеса может закрепляться персональными устными договоренностями участников бизнеса или неформальными письменными соглашениями, не имеющими юридической защиты.

Четвертая проблема заключается в том, что при использовании большинства методов и технологий дружественного приобретения бизнеса к покупателю переходят не только права, но и обязанности продавца, в том числе его долги. Новые собственники бизнеса нередко сталкиваются с неисполненными обязательствами компании¬цели, в том числе значительной кредиторской задолженности. Иначе говоря, они становятся владельцами бизнеса, состав ликвидных активов которого намного перекрывается его пассивами.

Пятая проблема — «серость» компании¬цели. За немногими исключениями почти все российские организации, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, так или иначе работают по «серым» схемам (импорт, торговля, налогообложение и т. д.) Так, основные активы бизнеса обычно не заведены на саму организацию. Это делается для занижения налогооблагаемой базы и защиты от возможных недружественных поглощений. Таким образом, большая организация, которая владеет крупной недвижимостью, может оказаться раздутой брендовой оболочкой.

Наконец, шестая проблема состоит в том, что ни одна организация не может работать в России, не имея неких административных рычагов и неформальных связей в органах государственной власти. Вот почему эту важнейшую составляющую бизнеса какими¬-либо правовыми средствами передать продавцу невозможно. Этот риск является в меньшей степени правовым, но самым актуальным для российской действительности.

Экспертное мнение

Российский рынок слияний и поглощений имеет значительный потенциал роста. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы объем сделок по слияниям и поглощениям резко увеличится, доля международных сделок существенно возрастет, активизируются процессы реструктуризации и продажи непрофильных активов. Наибольшая активность по слияниям и поглощениям ожидается в нефтегазовой промышленности, черной металлургии, энергетике, телекоммуникационном, банковском и страховом секторах (Конина Н. Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний) [10].

Мотивы продавца при продаже бизнеса в большей степени понятны. Это быстрое извлечение прибыли или освобождение от бремени ставшего ненужным в силу какихлибо причин бизнеса. Но что же побуждает покупателей приобретать готовый бизнес и нести все сопутствующие риски и расходы, чем создавать его с нуля? Побудительная сила стремлений покупателей бизнеса кроется в следующем.

Во-первых, отпадает необходимость создания бизнеса и его первоначального развития, инфраструктуры, закупки оборудования, переговоров с поставщиками и потребителями, одним словом, не надо создавать инфраструктуру бизнеса, на отладку которой уходит не менее года. Вовторых, часто покупатель представляет вожделенный бизнес-¬объект как закономерное звено его развивающего бизнеса, или как недостающий элемент технологической цепочки, или как новый инструмент выхода на рынок.

В-третьих, для активно развивающихся российских организаций характерно сильное желание диверсифицировать свободные финансовые средства и вкладывать их в активы непрофильных для них секторов экономики. Логика крепкая: активы лишними не бывают, а в сложной ситуации с основным делом непрофильный бизнес может послужить хорошей платформой для отхода на «запасные позиции». В¬-четвертых, покупаются не только сам бизнес как актив и производственный процесс, но и его налаженная клиентская база, система сбыта. В идеальном варианте бизнес может начать приносить прибыль с первого дня вступления покупателя в права владения бизнесом. Наконец, впятых, далеко не последним аргументом является интерес покупателя к goodwill продаваемого бизнеса. Goodwill — такие неосязаемые элементы бизнеса, как определенное положение на рынке, деловая репутация, партнеры, контакты, клиенты, отлаженные бизнес¬технологии, связи в государственных органах и т. д. Разумеется, при прочих равных условиях наличие у бизнеса хорошего goodwill повышает его цену в несколько раз.

Процесс покупки бизнес-¬активов затрагивает не только такие области как нефтегазовый рынок, банковскую и инвестиционную сферу, но все активнее внедряется в среду малого и среднего бизнеса. По оценкам профессиональных брокеров, наибольшее количество предложений по продаже бизнеса приходится на сферу услуг (в част¬ности, активно продаются и покупаются туристические организации, магазины, кафе и клубы, салоны красоты, компьютерные клубы, автосервисы, гостиницы и т. д.).

Категория: общие статьи | Просмотров: 408 | Добавил: bezdelniki | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0